А При Дороге: Система залпового огня БМ-31 "Андрюша".

19 февраля 2013 г.

Система залпового огня БМ-31 "Андрюша".


Все мы знаем про легендарную "Катюшу", реактивную систему залпового огня БМ-13, но вот многие ли слышали о её младшем брате "Андрюше", превосходящего свою сестру по боевой мощи? Я и сам на днях совершенно случайно узнал об этой установке, покопался в сети и теперь предлагаю вам прочитать найденный мною материал.
Продолжение под кнопкой "Читать дальше".
(Статья с сайта Технического музея им. К.Г.Сахарова, г. Тольятти)
Когда во второй половине 1943 года немецкая армия практически на всем советско-германском фронте перешла к тщательно оборудованной, сильно насыщенной огневыми средствами и глубоко эшелонированной обороне, мощи знаменитых советских «катюш» для разрушения оборонительных сооружений стало не хватать, и тогда были предприняты срочные меры для создания многозарядной самоходной пусковой установки под имеющиеся 300-мм фугасные снаряды. В 1944 году на фронте появились бригады, а затем и дивизии, оснащенные 300 - миллиметровыми снарядами, обладавшими огромной разрушительной силой. Такая установка получила обозначение БМ-31-12, а по аналогии с «катюшей» ее прозвали «Андрюшей». Так у «Катюши» появился младший брат «Андрюша», по своей мощи в разы превосходивший свою старшую сестру. Без него не обходилось ни одно наше крупное наступление. Её отличительною особенностью было возможность стрелять не только из укрытий, но и из самой машины. Машину можно было и не устанавливать на домкраты, отдача была смягчена. Устройство самой установки так же значительно отличалось от своей предшественницы. Пакет с 12 направляющими установлен на ферме, обеспечивающей горизонтальное и вертикальное наведение боевой машины при помощи поворотного и подъемного механизмов. Направляющие сотового типа, являлись как бы стволами орудий, обеспечивают направление полета реактивных снарядов. Танки, прямые попадания этими снарядами выдерживают, но вот в огне от взрывов сгорают даже "Ягдтигры" и "Фердинанды".
К маю 1945 года, гвардейские минометные части, как род войск Красной Армии, имели в своем составе 7 дивизий, 11 отдельных бригад, 114 отдельных полков, 38 отдельных дивизионов, в которых насчитывалось свыше 3000 боевых машин всех типов (БМ-8, БМ-13, БМ-31-12).
Реактивная артиллерия в 1944 и 1945 годах являлась обязательным ог­невым средством при прорыве обороны противника. Если в 1944 году плотность реак­тивной артиллерии составляла 8 - 12 боевых машин на 1 км фронта прорыва, то в 1945 году - 15 - 20 боевых машин, а расход снарядов в залпах гвардейских минометов возрос на 40 - 50 процентов.
На сайте Военный альбом нашлась фотография - "Андрюша" на улице Берлина.
Вот один из примеров действий гвардейских минометов в поверженном Бер­лине в мае 1945 года. На пути наступающих войск, встал “дом полиции”, превра­щенный нацистами в укрепленный узел сопротивления. Немцы из него вели огонь из автоматов, пулеметов и “фаустпатронов”. Тогда пехотные командиры обрати­лись за помощью к командирам батарей реактивной артиллерии. Боевая установка БМ-31 гвардии сержанта Вагазова стремительно выскакивает со двора и мчится по загроможденной щебнем улице. Примерно в 100 метрах от дома останавливает­ся, расчет наводит раму боевой машины для стрельбы прямой наводкой, и сержант Вагазов дает оглушительный разящий залп по этому дому. Фашисты уничтожены - путь пехоте открыт. Солдаты пехоты с восторгом и восхищением наблюдали этот стремительный ураганный удар по укрепленному узлу. Таких примеров при штурме Берлина были сотни, и они всегда давали только положительный резуль­тат. Это было грозное оружие, и оно внесло существенный вклад в победу над фашистской Германией.
Всего за время войны в войска поступило 1800 единиц БМ-31-12, из них всего 100 единиц были потеряны.
Боевая машина БМ-31-12.
(Статья с сайта Ракетная техника. В сокращении.)


Существенным достижением специалистов СКБ завода “Компрессор” явилось создание в марте 1944 года 12-зарядной боевой машины с метательной установкой, смонтированной на модифицированном шасси грузового автомобиля Studebaker, предназначенной для пуска неуправляемых реактивных снарядов М-31 калибра 300 мм. Она получила обозначение БМ-31-12.
Отличительной особенностью  БМ-31-12 был пуск неуправляемых реактивных снарядов не из транспортной укупорки, а из специально разработанного сварного пакета – так называемых сотовых направляющих.  В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорение неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и другие. Все это позволило резко повысить боевые и эксплуатационные качества установки.Для стопорения снаряда на направляющей при движении боевой машины было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решеток с тарелями и натяжными устройствами для закрепления снаряда со стороны среза сопла и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решетки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Одновременно это устройство служило блокировкой, исключающей самопроизвольный запуск снаряда в походном положении.
Испытания БМ-31-12 с сотовыми направляющими с целью определения боевой эффективности, прочности, устойчивости при стрельбе и в походном положении, удобства заряжания и обслуживания, правильности размещения отдельных узлов и механизмов проводились в апреле–мае 1944 года и показали ее высокие технические характеристики. В отчете полигона, в частности, отмечалось, что стрельба из БМ-31-12 снарядами  М-31 возможна и безопасна как при нахождении стреляющего в кабине, так и вне ее. БМ-31-12 устойчива не только при опущенных домкратах, но и при поднятых.
Создание 12-зарядной БМ-31-12 с сотовыми направляющими явилось важным вкладом в развитие техники пуска ракет, ибо ранее не существовало подобной установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов такого большого калибра. Ее создание привело к существенному повышению эффективности использования ракетного оружия. По сравнению с пусковыми станками увеличилась мобильность, улучшилась кучность стрельбы, стало возможным вести стрельбу в большом диапазоне углов возвышения (от +10º до 45º).


В годы войны установка монтировалась на шасси Studebaker US-6, а после - на модифицированное шасси ЗиС-151. Именно ЗиС и является экспонатом в Толяттинском музее.
Понравилась статья? Кинь к себе на страничку:

Комментариев нет:

Отправить комментарий